< Вернуться к списку

Страховые выплаты догонят водителей

Страховые выплаты догонят водителей

Прямое урегулирование страховых случаев при ДТП может стать обязательным. Такое решение полсотни участников рынка ОСАГО могут принять уже через две недели. Крупные страховщики говорят о преимуществах новой системы: клиенты будут получать большие выплаты и быстрее, а менее крупные компании акцентируют внимание на недостатках.

Прямое движется к всеобщему

Моторное (транспортное) страховое бюро инициирует переход всех участников рынка ОСАГО на прямое урегулирование убытков. Этот вопрос будет рассмотрен 12 апреля. «На общее собрание ассоциированных членов МТСБУ вынесен вопрос внесения изменений в устав бюро, чтобы взаиморасчеты в рамках прямого урегулирования стали обязательными для всех страховых компаний. Мы надеемся на поддержку страховщиков», – заявил генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

Прямое урегулирование означает, что потерпевшему в ДТП автовладельцу не надо обращаться за выплатой в страховую компанию виновника ДТП. Потерпевший может обратиться к страховщику, у которого сам купил полис ОСАГО. Его страховая компания проведет выплату, а потом взыщет компенсацию с другой СК. Эта модель призвана побудить автовладельцев покупать себе не дешевую, а качественную страховку ОСАГО.

Пилотный проект прямого урегулирования страховых случаев стартовал в добровольном порядке 1 декабря 2016-го. Его начали 17 СК из 54 членов МТСБУ: «АХА Страхование», «Арсенал Страхование», «PZU Украина», «ВУСО», «АСКА», «Оранта», «Универсальная», «УНИКА», «ПРОСТО-страхование», «Провидна», «ИНГО Украина», «Международная страховая компания», «Краина», «КРЕДО», «АСКО-Донбасс Северный», «Колоннейд Украина», «Брокбизнес». «Можно с уверенностью констатировать, что система прямого урегулирования полностью работоспособна. Мы протестировали все этапы процесса, начиная от регистрации убытков с 1 декабря и до расчетной сессии в марте по убыткам, урегулированным в декабре-январе», – говорит FinClub вице-президент СК «АХА Страхование», глава рабочей группы при МТСБУ по внедрению прямого урегулирования Максим Межебицкий.

Быстрее, больше, выше

Страховщики констатируют уменьшение среднего срока урегулирования и повышение качества обслуживания клиентов. «Все участники проекта нацелены именно на результат – выплатить страховое возмещение своему пострадавшему клиенту», – утверждает директор департамента урегулирования убытков региональной сети «Арсенал Страхование» Константин Палазов.

По данным МТСБУ, с декабря по март по системе прямого урегулирования поступило более 1,7 тыс. обращений, а это свыше 10% от всех заявленных страховых случаев. Уже проведены взаиморасчеты по 323 случаям на 4,5 млн грн. Средняя сумма выплаты по делам прямого урегулирования оказалась на 20% выше суммы обычных выплат. «Средний срок урегулирования по этим убыткам составил 24 календарных дня, что в разы меньше, чем средний срок на рынке ОСАГО в рамках общей системы», – подчеркивает господин Межебицкий. По его словам, в «AXA Страхование» к третьему месяцу работы проекта доля выплат по прямому урегулированию достигла 20% выплат по ОСАГО и продолжает расти.

В «PZU Украина» доля заявлений с прямым урегулированием составляет 13%, а средняя выплата по этой системе отличается от обычной всего на 4%. «Говорить о тенденциях очень рано: сравниваются 1382 выплаты по ОСАГО и 90 по прямому урегулированию», – говорит менеджер управления автотранспортного страхования «PZU Украина» Павел Корсун. «Более показательными будут результаты первого года работы проекта», – считает Владимир Шевченко. По его мнению, коммуникация между страховщиками уже улучшилась. «Все спорные вопросы решаются в рамках проекта путем переписки по электронным каналам связи. Количество претензий существенно снизилось, так как взаиморасчеты между страховщиками стали автоматическими. Уровень взаимного доверия растет», – отмечает он.

Не все так радужно

«Потенциал системы прямого урегулирования при сохранении нынешнего количества участников – не выше 30%», – считают в «Оранте». Присоединиться к проекту может любой член бюро. Но страховщики не спешат: добровольно в проект с декабря вступила всего одна компания – с 1 февраля 2017-го к проекту подключился «Европейский страховой альянс».

Восемь СК из 18 участников проекта покрывают около 90% рынка прямого урегулирования как по количеству требований, так и по доле выплат. При этом средняя выплата в рамках прямого урегулирования составляет почти 15 тыс. грн при 9 тыс. грн по обычной модели. Небольшие страховщики сетуют на то, что им невыгодно участвовать в новой системе. Якобы средняя сумма выплат у крупных СК меньше, чем у небольших. «Нынешняя система выплат базируется на бельгийской модели. Когда предложили этот вариант, мы предупреждали, что в маленькой Бельгии возраст автомобилей и их цена равномерны по всей стране. А у нас за пределами городов-миллионников 90% автомобилей старше 20 лет. Вот и получается, что компания, работающая в конкретном регионе или городе, несет повышенный риск необходимости платить больше, чем получит. Если у компании меньше ста выплат в месяц, она будет получать постоянный негативный результат», – считает гендиректор Ассоциации Страховой Бизнес Вячеслав Черняховский.

При нынешнем механизме взаимозачета чем больше выплат у страховщика, тем меньше вероятность сильных колебаний размера выплат. «Небольшие компании могут получать дополнительную финансовую нагрузку за счет того, что по их полисам чаще выплачивают более крупные страховщики, у которых гораздо больше полисов. Но первая расчетная сессия показала незначительные отклонения выплаченных возмещений от суммы, которая была компенсирована компании в рамках расчетной сессии», – рассказывает Константин Палазов.

Погрешность при взаиморасчетах по первым понесенным убыткам может быть заметной. «Это не проблема, поскольку по результатам следующих расчетных сессий эта погрешность будет накопительным итогом снижаться. У компании есть возможность накапливать убытки в рамках прямого урегулирования и выставлять их для участия в расчетной сессии в тот момент, когда их количество достаточно велико для того, чтобы погрешность была минимальна», – убеждает Максим Межебицкий. «Чем больше выплат включено в сессию, тем ниже отклонение между суммой фактических выплат и компенсацией в рамках взаиморасчетов. Наименьшие отклонения будут достигнуты тогда, когда все выплаты по ОСАГО будут проходить в рамках прямого урегулирования», – уверен господин Шевченко.

Разногласия возникают и при определении материального ущерба по убыткам в пределах 50-100 тыс. грн. Таких страховых случаев всего 3-4%, но они занимают 20-25% выплат. Прямое урегулирование отдает страховщику потерпевшего полномочия определить размер убытка. Этот страховщик, вероятно, поставит интересы клиента, которому нужна выплата побольше, выше интереса страховщика виновника ДТП. В таком случае возможен конфликт, если один страховщик предлагает обойтись рихтовкой части кузова, а второй – заменить целые детали.

Жалуются страховщики и на то, что многие заказчики услуг ОСАГО в тендерных условиях прописывают требование быть участником системы прямого урегулирования. «Когда в АМКУ согласовывали документы по прямому урегулированию, мы просили учесть этот момент, но к нам не прислушались, поэтому мы были вынуждены обратиться в суд», – сказал Вячеслав Черняховский. Участники проекта не видят в этом большой проблемы. «Если потенциальные страхователи включают в тендерные условия участие компании в системе прямого урегулирования, то им это нужно. Страховщик, решивший не участвовать в системе прямого урегулирования, сам поставил себя в такие условия», – считает Павел Корсун.

Медленный взлет

По мнению Вячеслава Черняховского, система прямого урегулирования должна учитывать интересы и крупных, и небольших компаний. При этом прямое урегулирование необходимо прописать в законах о страховании и ОСАГО, чтобы избежать юридических коллизий, когда клиент захочет получить выплату сразу в двух СК. «Хотя в существующей системе прямого урегулирования прописано, что после того, как клиент получил расчет в своей страховой компании, он не может обращаться в компанию виновника ДТП, на законодательном уровне он прав и имеет полное право оспорить это решение»,– говорит господин Черняховский.

Европейский опыт показывает, что добровольные инициативы страховщиков лучше приживаются, нежели навязанные государством, считает господин Палазов. Но в Украине страхование часто развивается «из-под палки». «Система прямого урегулирования охватит весь рынок, когда это станет обязательным, либо когда с рынка уйдут неплатежеспособные компании, которые равнодушны к интересам клиентов», – считают в пресс-службе СК «Оранта». 

В МТСБУ надеются, что страховщики поддержат всеобщее прямое урегулирование. «Если общее собрание 12 апреля поддержит нашу идею о внесении изменений в устав, то на подготовку положения, его утверждение и согласование с Антимонопольным комитетом может понадобиться от полугода до года. И уже в 2018-м прямое урегулирование может стать обязательным», – прогнозирует Максим Межебицкий.

Источник: Финансовый клуб

Автор: Слесарук Светлана

Поделиться:

Компании по новости

Контрактников начали бесплатно страховать на 100 тысяч гривен

Контрактников начали бесплатно страховать на 100 тысяч гривен

Искусственный интеллект в страховании

Искусственный интеллект в страховании

Самые популярные статьи

Топ-тренды страхового рынка на 2023 год | Блог Parasol.ua

Топ-тренды страхового рынка на 2023 год | Блог Parasol.ua

Особенности страхования во время военного положения | Блог Parasol.ua

Особенности страхования во время военного положения | Блог Parasol.ua

Где застраховать машину от обстрелов и ракет во время войны | Блог Parasol.ua

Где застраховать машину от обстрелов и ракет во время войны | Блог Parasol.ua

Страхование электромобилей во время войны: особенности оформления | Блог Parasol.ua

Страхование электромобилей во время войны: особенности оформления | Блог Parasol.ua

Отличия национального от международного водительского удостоверения | Блог Parasol.ua

Отличия национального от международного водительского удостоверения | Блог Parasol.ua

Как правильно общаться с полицейскими при остановке авто | Блог Parasol.ua

Как правильно общаться с полицейскими при остановке авто | Блог Parasol.ua

ChatGPT в Украине: что умеет как пользоваться

ChatGPT в Украине: что умеет как пользоваться

Цена на Зеленую карту для выезда за границу в 2023

Цена на Зеленую карту для выезда за границу в 2023

Как купить Зелену карту пребывая за границей

Как купить Зелену карту пребывая за границей

Страхование для выезда за границу для беженцев

Страхование для выезда за границу для беженцев

Какую автогражданку выбрать в 2023 году

Какую автогражданку выбрать в 2023 году

Страховка для поездки в Китай

Страховка для поездки в Китай

Туристическая страховка в Таиланд

Туристическая страховка в Таиланд

Чем отличается Автогражданка от Зеленой карты

Чем отличается Автогражданка от Зеленой карты

Как увеличить лимит страхового возмещения на авто

Как увеличить лимит страхового возмещения на авто

Как максимально себя застраховать при поездке за границу

Как максимально себя застраховать при поездке за границу

От чего зависит стоимость ОСАГО

От чего зависит стоимость ОСАГО

На какой минимальный и максимальный срок можно застраховать авто по Зеленой карте

На какой минимальный и максимальный срок можно застраховать авто по Зеленой карте

Продление полиса ОСАГО

Продление полиса ОСАГО

Как купить туристическую страховку в аэропорту

Как купить туристическую страховку в аэропорту

Какие страны входят в систему Зеленая карта

Какие страны входят в систему Зеленая карта

Что покрывает и не покрывает туристическая страховка

Что покрывает и не покрывает туристическая страховка

Как вернуть, расторгнуть полис ОСАГО

Как вернуть, расторгнуть полис ОСАГО

Что делать при ДТП за границей

Что делать при ДТП за границей

«ARX» — новое имя лидера

«ARX» — новое имя лидера

Необычные страховые случаи украинцев на отдыхе

Необычные страховые случаи украинцев на отдыхе

Франшиза в ОСАГО и на что она влияет

Франшиза в ОСАГО и на что она влияет

Купили полис Зеленой карты, а поездка сорвалась. Можно ли вернуть деньги?

Купили полис Зеленой карты, а поездка сорвалась. Можно ли вернуть деньги?

Можно ли купить туристический полис, находясь за границей

Можно ли купить туристический полис, находясь за границей

В чем разница между дешевыми и дорогими страховками по Автогражданке

В чем разница между дешевыми и дорогими страховками по Автогражданке

На какие транспортные средства нужно оформлять полис Зеленая карта

На какие транспортные средства нужно оформлять полис Зеленая карта

Что делать туристу при страховом случае

Что делать туристу при страховом случае

Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного

Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного

Можно ли выехать за границу на машине без страховки

Можно ли выехать за границу на машине без страховки

Для кого и зачем нужна туристическая страховка

Для кого и зачем нужна туристическая страховка

Покупка ОСАГО в Интернете

Покупка ОСАГО в Интернете

Зеленая карта в условиях военного положения

Зеленая карта в условиях военного положения

Отличия национального и международных водительских удостоверений

Отличия национального и международных водительских удостоверений