17.01.2018
2927
Подписывайтесь на наш Telegram канал и получайте самые свежие и интересные новости первыми
ДТП с участием «еврономеров» — тема, пожалуй, настолько же мифологизированная, как вообще вопрос авто на иностранной регистрации. «Что делать, я столкнулся с «еврономером»? Где узнать, застрахован ли он? Как он мне будет платить? А заставят ли платить меня, если виновным в ДТП с «литовцем» окажусь я?», — такие вопросы хотя бы теоретически «прорабатывал» каждый украинский автомобилист. Autonews.ua нашли ответы на эти сложные вопросы. В этом помогли специалисты Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) — организации, которая объединяет украинских и иностранных страховщиков.
Как и при любой другой аварии, последствия которой не получается уладить «европротоколом», при ДТП с участием «еврономера» необходимо вызывать полицию. Полицейские, во-первых, составят схему аварии, а во-вторых, установят личности водителей, управлявших автомобилем на украинских и европейских номерах, а также зафиксируют, что именно они были участниками ДТП.
Наличие «второй стороны» крайне важно. Дело в том, что если виновника нет, то страховщики даже не смогут зарегистрировать заявление.
Страховщики говорят, что большинство украинцев, ездящих на «еврономерах», страхуют свою ответственность. Однако случаются и неприятные исключения. В любом случае, убедиться, есть ли у «еврономера» ставшего участником ДТП, можно на сайте МТСБУ.
Для этого нужно зайти в раздел «Перевірка чинності полісу» (красная кнопка в правом верхнем углу главной страницы) и выбрать раздел проверки по госномеру автомобиля. В случае с «еврономерами» поиск может не работать, поскольку «понимает» не все символы. В таком случае у участника ДТП на «еврономере» нужно попросить, чтобы он показал полис страхования и уже по его номеру искать в этом же разделе. Если система покажет, что полис действующий (не истек, не подделан), то тогда можно обращаться за возмещением в ту страховую, в которой застрахован автомобиль на иностранной регистрации.
Если «еврономер» не застрахован в Украине, то такой автомобиль может иметь полис «зеленой карты» той страны, откуда приехал. «Но практика показывает, что у них «зеленая карта» есть в лучшем случае на протяжении первого месяца с момента, когда они пересекли границу и приехали в Украину. Дело в том, что полис «зеленой карты» достаточно дорогой и покупать его на более длительный срок там за границей, они, конечно, не будут», — объясняют autonews.ua в МТСБУ.
По прибытии в Украину у новоиспеченного «еврономера» есть два варианта: или заключать полис автоцивилки (ОСАГО), или ездить без страховки. Если «еврономер» не заключил договор страхования, то для потерпевшего нужно по стандартной схеме обратиться в МТСБУ и получить компенсацию. Но сначала нужно, чтобы виновник на «еврономере» был признан виновным в судебном порядке.
Если водитель «еврономера», у которого нет страховки, в судебном порядке будет признан виновным, то он может или самостоятельно возместить причиненные убытки, или убытки возместит МТСБУ, после чего направит иск к этому водителю.
Похоже, что будут трудности. Если такой водитель на «еврономере» и без полиса сбежит с места ДТП, есть вероятность, что полиция его не сможет найти. «Базы никакой у нас нет. И даже если потерпевших запомнил номер автомобиля, то мы, грубо говоря, напишем в Польшу или Литву, а нам скажут: «Да, есть такой автомобиль, он зарегистрирован на компанию «Рога и копыта», или вообще у него истек срок страховки и он снят с регистрации. Так что побег виновника с места ДТП для нас проблема», — говорят в пресс-службе МТСБУ.
Впрочем, в МТСБУ признают, что случаи побегов «евробляхеров» довольно редкие. «В этом вопросе у нас очень специфическая практика. К нам обращаются, когда виновник есть. Когда виновника нет, мы не можем даже зарегистрировать заявление. Поэтому мы так само узнаем о таких фактах из СМИ. Но тут нужно понимать, что такие факты сразу становятся кричащими, к ним привлекается внимание, поэтому всем кажется, что это очень массовая практика. Но на деле она не такая уж и массовая. Наши водители тоже убегают с мест ДТП, и, к сожалению, очень часто. Особенно, когда ДТП с пешеходами и причинен вред их жизни и здоровью», — говорят в МТСБУ
Теперь рассмотрим обратный сценарий: виновник ДТП — авто с украинскими номерами, а пострадал «еврономер». В там случае, если у виновника-«украинца» есть страховка, владелец «еврономера» должен обратиться в страховую и получить компенсацию.
Но для этого ему нужно предоставить доверенность от конечного владельца (гражданина Польши, Литвы или другой страны) о том, что украинцу передано право пользования автомобилем и получения возмещений, в том числе и страховых. Если такой доверенности нет, ее нужно у иностранца получить: по закону Украины право на получение возмещения имеет право только конечный владелец транспортного средства (в данном случае — иностранец).
Страховщики говорят, что для украинских «евробляхеров» это проблемный момент, поскольку многие, покупая за границей иномарку, не задумываются о необходимости иметь доверенность.
Если у виновника ДТП не было страхового полиса, тогда потерпевший на «еврономере» тоже должен обратиться за помощью в МТСБУ. Но и в этом случае ему нужно предоставить доверенность.
Этот наивный на первый взгляд вопрос содержит в себе довольно неочевидную вещь. Просто иметь европейский номерной знак для выезда в Европу не достаточно — нужно еще иметь действующий договор «зеленой карты». Без него не пропустят через границу. Но проблема в том, что в Украине страховые компании не имеют права заключать договор «зеленой карты» для иностранных авто. То есть, могут оформлять ее только для авто-резидентов. И если «еврономер» приехал условно из Польши с месячной «зеленой картой» (самой дешевой) и срок ее действия истек, пограничники не имеют права выпустить такой автомобиль за границу. Он стает невыездным.
В таком случае, украинцу нужно заключать полис «зеленой карты» в той стране, откуда «родом» его автомобиль (Польша, Литва или другая страна), либо оставлять автомобиль в приграничной зоне, идти пешком в соседнюю страну, заключать там договор трансграничного страхования (или аналог автоцивилки в «гостевой» стране), возвращаться в Украину, предъявлять пограничникам, что страховка уже есть, и только потом переезжать через границу.
Источник: Autonews.ua
Автор: Андрей Довгань