29.12.2017
2413
Страховой рынок потихоньку оправляется от кризиса. На первый взгляд, на рынке все в порядке. По данным Нацкомфинуслуг, валовые премии страховщиков за 3 квартала выросли больше чем на четверть — на 6 млрд грн. Объемы увеличиваются почти по всем видам страхования — от финансовых рисков до медицины. Да и платить клиентам компании стали больше — за 9 месяцев рост выплат превысил 17% (или 1,1 млрд грн).
При ближайшем рассмотрении картинка не так оптимистична. Страховщики признают, что, как минимум, половина рынка — псевдостраховые схемы. Клиенты по-прежнему используют компании для оптимизации налогов. Прирост реального страхования гораздо меньше, всего несколько процентов.
В 2017 году с рынка ушло 27 компаний, но даже после этого здесь достаточно тесно: по состоянию на 1 октября под опекой Нацкомфинуслуг оставалось 262 рисковых страховщика и 34 компании по страхованию жизни. Примерно половина из них — «мертвые» души, которые практически не ведут никакой деятельности.
«Минфин» спросил у экспертов, может ли страховой рынок измениться в 2018 году и что для этого нужно сделать.
Страховой сектор уже почти три года находится в точке бифуркации, а потому сценариев развития остается, по меньшей мере два. Который из них будет разыгран в 2018 году, зависит от того, будут ли наконец предприняты какие-то шаги для реализации принятой 2.5 года назад Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года.
1-й сценарий (будет реализован при отсутствии реформ): - страховой сектор продолжит номинальный рост, в том числе, за счет увеличения объемов внутреннего перестрахования.
При этом реальный рост классического сектора — так называемых ПРЯМЫХ операций страховщика (без операций tax arbitrage) - будет медленным и будет повторять показатели роста ВВП.
2-й сценарий (будет реализован, если, наконец, заработает Комплексная программа, утвержденная 2,5 года назад): — Брутто показатели доходной части страховых компаний упадут за счет катастрофического уменьшения операций по оптимизации налогообложения, доля которых до сих пор не уменьшалась.
Сейчас 48-52% рынка — это операции по оптимизации налогообложения. Эта часть (около 20 млрд грн) — может «катастрофически» упасть до «0», если органы власти перекроют этот канал. Тогда сценарий развития на следующий год — это падение доходной части страхового сектора, НО это не комнется реального (классического) страхования. Классическое страхование в 2018 будет расти такими же темпами, как и ВВП.
Оба сценария — реалистические! Выбор за властью. Каким путем мы пойдем.
А вот в 2019 году можно ожидать бурного развития классического сектора (+10% к инфляции) в случае, если будут осуществлены следующие шаги: 1. Раскрытие конечных владельцев страховщиков. 2. Раскрытие информации по каждому страховщику и расширение требований к информации. 3. Создание барьеров и препятствий для использования страхового сектора для теневой (неформальной) экономики.
Чтобы стимулировать развитие страхового рынка в 2018 году, Нацкомфинуслуг будет сопровождать принятие Верховной Радой Украины ряда законопроектов. Например, «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни», «О страховании» ( № 1797-1), «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» ( № 3670) и ряда других. В стадии разработки также находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по страхованию путешествующих».
В этом году комиссия уже утвердила ряд актов, регулирующих внедрение электронных полисов ОСАГО. В 2018 году Нацкомфинуслуг планирует также принять новую редакцию Положения о единой централизованной базе данных по автогражданке. Кроме того, нужно будет принять коррелирующие коэффициенты для электромобилей.
Учитывая, что ряд страховых компаний за последнее время ушли с рынка «по-английски», не попрощавшись, необходимо внести в законодательство изменения относительно усиления ответственности руководителей и владельцев небанковских финансовых учреждений.
В 2018 году страховой рынок ожидает новая редакция Положения о Госреестре финансовых учреждений и изменение порядка лицензирования страховых компаний. Они будут направлены на упрощение процедуры вхождения на рынок, повышение требований к деловой репутации руководителей, главных бухгалтеров, владельцев существенного влияния компаний и т.д. Комиссия также намерена повысить качество аудита страховщиков.
Чтобы улучшить транспарентность страхового рынка, планируется внести изменения в положение о раскрытии финучреждениями информации в общедоступной информационной базе данных и на веб-сайтах.
Кроме того, в 2019 году должна быть запущена система финансовой отчетности, которая позволит осуществлять прием, обработку, проверку и раскрытие финансовой отчетности предприятий в едином формате на основе стандарта XBRL (eXtensible Business Reporting Language — расширяемый язык деловой отчетности). Внедрение международных стандартов отчетности станет весомым шагом на пути к повышению прозрачности страхового рынка и его интеграции в европейский и мировой рынки финансовых услуг.
По прогнозам в 2017 году общий объем премий реального рынка составит около 23,5 млрд. грн. Львиная доля придется на рисковые виды страхования – 20,5 млрд.грн., на страхование жизни – около 3 мрд.грн.
В принятых и обсуждаемых проектах законов, касающихся медицинской и пенсионной реформ места страховым компаниям практически нет. Это означает, что бурного развития страхового рынка в ближайшие годы ожидать не стоит. Динамика собранных премий будет коррелировать с динамикой ВВП, как это было в последние 10-15 лет. Поэтому вряд ли мы увидим заметные инвестиции со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов. В ближайшие 3- 5 лет ресурсом развития существующих страховых компаний будут их собственные средства.
Сельское хозяйство, энергетика, машиностроение – вот основные драйверы, которые будут обеспечивать рост премий страхового рынка. Медицинская реформа, несмотря на то, что прямого участия страховых компаний не предусматривает, обеспечит больший интерес к добровольному медицинскому страхованию.
Вырастет рынок также и за счет страхования моторных рисков. Мы рассчитываем, что в 2018 году продажи новых автомобилей увеличатся на 15-20%. Активней начинают работать лизинговые компании, и этот тренд в следующем году только усилится.
В этом же периоде самым существенным фактором влияния станет «диджитализация. Совсем скоро новые технологии могут изменить восприятие страховой услуги.
Согласно официальным данным регулятора, валовые страховые платежи выросли почти на 30% за 9 месяцев 2017 г. Но если посмотреть на показатель чистых премий (за минусом внутреннего перестрахования), то объемы увеличились всего чуть более 6% при двузначной инфляции. Поэтому говорить о быстром восстановлении рынка пока не приходится.
Я бы выделил три ключевых события 2017 года. Это, во-первых, консолидация всех компаний по страхованию жизни в единый проект, на площадке УФУ. Впервые в истории компании начали вырабатывать общую политику. Во-вторых, удачный запуск прямого урегулирования. Этот проект пока находится в пилотном режиме. Но он показал свою состоятельность и эффективность. Важно добиться, чтобы весь рынок использовал прямое урегулирование.
Третье событие — с негативным оттенком. Это пробуксовка вопроса ценообразования в ОСАГО. Мы столкнулись с проблемой, которая лежит больше в политической плоскости, чем в экономике и здравом смысле. Цены надо повышать, но регулятор медлит с данным решением. Это приводит к тому, что ответственные игроки уходят с рынка, поскольку не готовы участвовать в убыточном виде. Вместо них все большую долю будут занимать компании, которые в ближайшее время могут стать банкротами.
Рост классического рынка в 2018 году предполагается на уровне 15%, и лишь немногим будет перекрывать инфляцию, ожидаемую в следующем году. Основными драйверами будут автострахование, медицинское страхование. Есть позитивные ожидания по рынку страхования жизни.
Источник: Минфин