< Вернуться к списку

Юрий Явтушенко - о культуре страхового бизнеса в Украине

Юрий Явтушенко - о культуре страхового бизнеса в Украине

Бизнесмен Юрий Явтушенко – одна из самых заметных фигур на страховом рынке Украины. Основной его актив, страховая компания «Саламандра-Украина», считается лучшей по скорости урегулирования страховых случаев по ОСАГО. Недавно он начал развивать компанию «ДИМ Страхование». В орбиту его влияния также входят ассистирующая компания «Финанс Лайн» (занимается урегулированием убытков, понесенных вследствие страховых случаев) и факторинговая «Маркс.Капитал». Явтушенко также является создателем общественного союза «Украинский страховой омбудсмен», которое бесплатно помогает пострадавшим в ДТП получить выплаты со страховых компаний, если те отказываются платить. 

Юрий Явтушенко стал автором весьма необычной схемы работы на отечественном страховом рынке. Он приобретает страховые компании, оказавшиеся на грани краха, и выплачивает их долги с дисконтом. Поскольку процедурами МТСБУ определено, что выплаты из фондов Бюро за страховые компании-банкроты могут начаться только после полной ликвидации таковых, то пострадавшим приходится ждать своих денег годами. Альтернативой стала возможность получить выплату от факторинговой компании Явтушенко в размере 30%-60%. Позже эти средства он – в теории – должен получить от фондов Бюро, но до этого пока не дошло.

Репутация на рынке у Юрия Явтушенко неоднозначная. Одни считают его бизнес подспорьем для МТСБУ, другие полагают, что своими усилиями он подталкивает некоторые СК к банкротству и расшатывает сложившийся порядок вещей на страховом рынке. 

При этом последняя сделка с участием Явтушенко привела к отставке президента МТСБУ Юрия Гришана. Гришан руководил страховым обществом «Ильичевское», которое принадлежало «Метинвесту». У «Ильичевского» нарастали финансовые проблемы, соответственно, оно нуждалось в докапитализации. 

Юрию Гришану, очевидно, даже удалось изыскать необходимые средства – компанией официально было заявлено, что ее купит некий хедж-фонд из Белиза. Однако Явтушенко предложил более выгодные условия собственнику общества. В итоге Гришан сначала был отстранен от руководства компанией, а позже – отозван с должности Президента МТСБУ.

В своем первом интервью для СМИ Юрий Явтушенко рассказал журналисту Forbes о деталях сделки по СО «Ильичевскому», специфике работы страхового рынка в Украине и о том, почему лично он считает такую работу аморальной.

– Покупка СК «Ильичевской» – это бизнес или следствие личного конфликта с Юрием Гришаном?

– Да какой конфликт, это чистый бизнес. У меня нормальные отношения с Юрием Гришаном. Но все считают, что меня «кинули», а я полагаю, что я заработал. Вся разница в формулировках.

– Но Юрий Гришан остался бы руководить компанией, если бы ее купил ранее заявленный инвестор-нерезидент…

– Я не верю в иностранного инвестора. Сегодня крупные украинские компании не покупают ничего, а иностранные инвесторы уходят. Уходят банки, страховые компании. В Украине сейчас плохой инвестиционный климат по разным причинам. Потребитель сегодня не готов потреблять хорошие качественные продукты, а если он не готов, то как заработать?

Если бы у «Ильичевской» был реальный покупатель, он бы приехал и доказывал, что хочет ее приобрести. А так было два предложения – мое и еще какого-то хедж-фонда, я даже не понимаю, кто за ним стоит. Это долгая история: более полугода длились переговоры, но оттуда никто не приезжал. Не было другого предложения, лучшего, чем мое.

Я бы не смог победить какую-то реальную большую компанию, у них было бы больше ресурса. Финансовый бизнес – это бизнес больших денег. Страховая компания не может начать бизнес со $100 000. Нужно минимум $10 млн.  Это стартовая позиция. На сегодня нет ни одной нормальной компании, которая бы купила этот бизнес.

– А вам зачем эта компания, учитывая, что у нее есть серьезные финансовые проблемы?

– Там есть люди. Во-первых, это отличный менеджмент. Я точно знаю, что медицинское урегулирование в «Ильичевской» лучше, чем у остальных страховых компаний в Украине. У них есть опыт, знания. А сколько стоит подготовленный специалист? Люди сегодня – это большой ресурс…

– Но от источников внутри компании известно, что вы зашли – и сразу начали многих увольнять…

– Давайте по-честному. Куда делись деньги? Вот есть «дыра», и все это знают. Если в «Ильичевской» есть та часть [бизнеса], которая зарабатывает деньги, то должна быть еще та, которая их поглощает с еще большей скоростью, чем они зарабатываются. Есть «хорошее», есть «плохое». «Плохое» надо отрезать. Но «плохое» – это не проблема «Ильичевской», это проблема всего страхового рынка.

Сегодня нельзя выйти на рынок с предложением продажи полиса автогражданки с агентской комиссией в размере 20%, как это прописано в законодательстве. Есть компании, которые платят агентам комиссию 60%, но агенты туда не сильно идут, потому что понимают: это компании-однодневки. Есть страховщики, которые платят 50%, но туда идет не много агентов, но больше, чем туда, где 60% – у таких компаний более длинный срок жизни. Есть те, которые дают 45% – и туда идут почти все. А есть уровень агентских 40%, но не все агенты соглашаются на такие условия.

Все страховые компании, в том числе и нерезиденты, – заложники этого положения вещей. Если на рынке ОСАГО есть ставка комиссии в 60%, то как привлечь нормальных сотрудников и агентов, на основании чего? Какой культурой их мотивировать? У нас только одна культура – деньги. Агентам наплевать, будут ли компании выплачивать что-либо клиентам, или нет.

Большинство занятых в страховом бизнесе вообще не понимают, как это работает. Должен быть резерв в банке, и из этого банка идут платежи. Но если есть «дыра», значит кто-то же ее «вырыл»? А если Явтушенко решил сохранить хоть какое-то количество персонала – но только не тех, кто «рыл», а тех, кто хоть что-то зарабатывал – то, наверное, это чего-то стоит.

Есть компании, которые платят агентам комиссию 60%, но агенты туда не сильно идут, потому что понимают: это компании-однодневки. Есть страховщики, которые платят 50%, но туда идет не много агентов, но больше, чем туда, где 60% – у таких компаний более длинный срок жизни. Есть те, которые дают 45% – и туда идут почти все.

– Почему приобретение происходило путем 11-ти сделок по покупке акций, пакетами менее 10%? Чтобы не получать разрешение Антимонопольного комитета?

– Да, ведь на самом-то деле это покупка «дырки от бублика». Если Сергей Процик вытащит эту компанию на должный уровень, тогда придется инвестировать, и вот тогда я и попрошу концентрацию.

– А если не вытащит?

– Тогда мы, скорее всего, ее объединим с «ДИМ Страхование». И слияние будет происходить не по собственному уставному капиталу. У «ДИМа», к примеру, уставной фонд 20 млн гривен, в «Ильичевской» капитал тоже 20 млн, но это не будет слияние 50% на 50%, а 95%  на 5%.

Т.е. мы уменьшим капитал и «схлопнем» ее как компанию без капитала. Я платил, прежде всего, за клиентов.

– А вы проводили аудит?

– Еще проводим, там слишком длинная история…

– Но все-таки, откуда взялись эти «дыры» в финотчетности «Ильичевской»? Компания слишком много тратила, или кто-то что-то вывел?

– Нет, никто ничего не выводил. Проблема не в «Ильичевской». Это проблема всех компаний. 3 млрд гривен поступлений по ОСАГО, 1 млрд гривен выплат. 2 млрд куда ушло? Все работают себе в минус, имея бизнес, на котором они генерируют 3 млрд гривен платежей и только 1 млрд выплачивают. И у всех минус!

Нет культуры нормального бизнеса. Что происходит? Берут 3 млрд гривен, 1,5 млрд «высыпают на улицу» агентам, бескультурно и нагло вытаскивая из компаний средства. Еще 1 млрд идет на выплаты и 700 млн – на содержание офисов. Получается «минус» 200 млн гривен. Потом такие компании говорят: «А поднимите-ка нам стоимость ОСАГО на 200 млн гривен». Им поднимают – и они «высыпают на улицу» 1,8 млрд!

Нечего смотреть на «Ильичевскую», у всех страховых компаний все одинаково. Баланс не сходится не потому, что «Ильичевская» плохо работает, а потому что так все организовано в стране. Агенты не хотят продавать за комиссию меньше чем 50%. А при 50% «агентских» этот бизнес не может идти «в плюс», разве что если клиентам и потерпевшим в ДТП ничего не выплачивать. Проблема не в одной компании. «Зарывают» деньги все, потому что они не могут нормально продавать. А я могу.

– А как вы продаете? В чем секрет?

– Если сегодня появляется новый хороший продукт, потребитель становится в очередь. Хорошему продукту нужны ИТ-технологии, ему нужна другая культура обслуживания.

– По нашей информации, у двух страховых компаний: СО «Ильическая» (рисковое) и СК «Ильичевская» – (лайфовая) – финансовая «дыра» уже составляет 140-150 млн гривен. Неужели вы готовы отдавать столько денег ради персонала?

– Что касается лайфовой СК «Ильичевская», там партнер, сотрудники которого являются клиентами этой компании, и он беспокоится за своих сотрудников. Мы вместе будем решать этот вопрос. У меня есть понимание того, что партнер меня не бросит на полпути и мы совместно закроем проблему.

Я это сделаю, и у меня увеличится число клиентов. Добавьте мне сейчас 100 000 клиентов (а это огромное количество) и эти люди при хорошем продукте из года в год будут обеспечивать мне платежи. Повторюсь, я приобрел компанию в том числе ради клиентов. Но сразу я приобрел и проблему, которую никто больше не готов решать, потому что всех интересуют только деньги. А если я эту проблему закрою за три года, то через четыре года у меня пойдет чистый профит. Я могу подождать эти три года.

– Одни считают, что ваш бизнес – подспорье Моторному бюро, другие – что вы «добиваете лежачих»…

– Меня не интересует Моторное бюро, меня интересует клиент. Клиент не может получить деньги из Бюро, потому что Бюро не хочет ему платить. А если платит, то только избранным – судьям, прокурорам или с откатом через СТО, как было когда-то…

Есть стоимость денег. К примеру, есть «Украинская экологическая страховая компания». Я ее начал покупать пять лет назад, и до сих пор ничего не получил из Моторного бюро. Тогда был курс 8 грн/$, сегодня 26 грн/$. Все нормальные люди, кто умеет считать, думают, что я «в минусе». Но я «в плюсе»: все эти люди, которым я помог, уже пять лет подряд страхуются у меня, потому что тогда я им помог. А так они бы и сегодня ничего не получили.

– А какой процент примерно переходит к вам?

– Больше 50%, а продление страховки – примерно 80%. Есть разные случаи. Например, человеку разбили машину, а она – последнее, что у него было. Я ему выплатил и забыл. Но он выходит отсюда с благодарностью.

Людей же никто не заставляет получать в «Маркс.Капитал» часть страховой выплаты. Есть Моторное бюро, где можно получить100% выплаты, но там очередь на долгие годы. Потому многие ко мне возвращаются.

Этот бизнес многим не понятен. Эта модель не зарабатывает на скупке, потому что вложить столько денег и не получить ничего с Моторного бюро для многих звучит странно. Я, конечно, их когда-нибудь получу, но это будет ровно столько, сколько я туда положил. Те деньги, которые я туда положил, – это резерв, а дальше уже идет бизнес.

В «Маркс.Капитал» я мажоритарий – это факт и скрывать не буду, но я там не один…

Меня не интересует Моторное бюро, меня интересует клиент. Клиент не может получить деньги из Бюро, потому что Бюро не хочет ему платить. А если платит, то только избранным – судьям, прокурорам или с откатом через СТО, как было когда-то.

– Относительно Моторного бюро… Вы недовольны его работой?

– Это проблема не Моторного бюро, это проблема страховщиков. У них нет денег в резервах. Это финансовый бизнес: в резервах должны быть деньги, живые и настоящие активы. А у них нет денег. Ведь пока идет поток, страховщики платят по страховым случаям. Поток остановился – и они сразу не платят. Это обычная «совковая» история в стиле «МММ».

Если регулятор скажет: «А давайте-ка перечислим 10% от ваших премий в Моторное бюро». Страховщики что сделают, они уменьшат агентские? Нет, они станут меньше выплачивать потерпевшим по ДТП.

И если страховщиков заставить одновременно добавить в фонды МТСБУ то, чего не хватает, так это сразу скандал. Ведь как только фонды МТСБУ уменьшаться после выплат за банкротов, страховщикам придется докладывать свои деньги, а у них, как я говорил, денег нет.

Юрий Гришан молодец, он тогда отстоял позицию, что не надо увеличивать резервы до 500 000 евро, и все оставили по старому курсу. Но этот бизнес так не строится. У тебя должны быть деньги. И нужен нормальный регулятор.

У той же «Ильичевской» нет денег. Мы сейчас делаем стоп-продажи: все агенты разбежались, денег нет, а обязательства висят, и их же надо кому-то платить.

– Вы два года назад были уверены, что на рынке останется 20 компаний. Эта оценка не поменялась? Вы по-прежнему считаете, что у сорока компаний денег нет? Что нет живых активов в резервах, надо сокращать объем продаж?

– Да, нет денег из-за неправильной бизнес-модели.  У компаний нет резервов. Вот сейчас у «Ильичевской» нет резерва для покрытия обязательств. Что я должен сделать? Стоп-продажи, ведь если в резервах нет нормальных активов, то надо сокращать объемы продаж, чтобы не принимать на себя новых обязательств.

Как только остановились продажи, я должен наполнить резервы, а потом принимать только тот размер платежей, которого мне хватит покрывать обязательства. У меня есть такой резерв, но он у меня в других компаниях – в «ДИМ Страхование», в «Саламандра-Украина», в том же «Маркс. Капитал».

Я этот резерв могу положить в «Ильичевскую», но я же хочу понять, что там «в шкафах»… Например, недавно нашли договор по одному человеку – на 9 млн евро по страхованию жизни от несчастного случая. Извините, если с ним что-то случится, то я должен буду отдать за чью-то глупость 9 млн евро? А этот риск не перестрахован.

– А сколько стоил такой договор?

– Один или пол процента… Я буду считать все активы и обязательства до конца, но то, что мы прекратим этот «фестиваль» с большими агентскими комиссиями – это факт. Мы продолжим продажу там, где это имеет «плюс». Как только мы очистим компанию и будем все понимать, то мы ее объединим с «ДИМ Страхование» (которую мы уже «почистили» и в которой все теперь отлично).

– А почему в «ДИМ Страхование» такие длинные сроки урегулирования?

– Старые долги. Когда мы год назад купили компанию, мы не знали всех предысторий. Там все было «на счётах», никакой IT-системы, в общем – полный «совок». Поэтому мы не видели многие страховые случаи и поэтому люди не получали выплаты и подавали в суд. И пока к нам не приходит исполнительный лист, или нас не вызывают на суд, мы и не знаем, что у нас такой долг.

И как происходит там все сейчас: мы собираем платежей по автострахованию условно на 10 млн гривен, а выплачиваем 12 млн. Да, я не инвестирую в компанию, потому что медстрахование зарабатывает там эти же 2 млн. Опять же условно, я «перекладываю» их туда, где есть «минус».

Сейчас мы это все старые задолженности закроем – и через год у нас будет такая же компания по скорости выплат, как «Саламандра-Украина».

«ДИМ Страхование» – это социальная компания, и мы будем платить с момента сбора пакета документов, как это делает весь рынок, и цена будет немного другая.

– На рынке есть компания «Эталон», которая сейчас работает и которую вы, наверное, единственную не смогли «поглотить»…

– А почему единственная? А «Оранта»?

– А вы разве пытались что-то сделать с «Орантой»?

– Ну конечно. Я вообще пытаюсь все эти «дырки от бублика», которые сейчас существуют на рынке, привести в состояние, при котором они либо уйдут с рынка, либо им нужно прекратить продажи. Мне как гражданину, как участнику этого рынка, выгодно, чтобы не было таких компаний, которые не платят. Это же репутация отрасли…

Если бы я производил молочную продукцию, мне было бы выгодно, чтобы другие компании не разводили стиральный порошок с пальмовым маслом, потому что это наша отраслевая репутация. Мое влияние на это было, есть и будет. И Общественный союз «Украинский страховой омбудсмен» – это тоже мое влияние. Бесплатно помогаем получить выплаты от тех страховых компаний, которые не хотят платить.

– Кстати, а какая бизнес-логика у этого проекта?

– Никакой. Нет у меня бизнес-логик. Я просто не хочу, чтобы сегодня говорили, что страховые компании – сплошные аферисты, ведь именно такое сегодня мнение у общества. Так говорят обо всех, а я не хочу таким быть. И я инвестирую деньги в такие проекты, как «Украинский страховой омбудсмен», которые бесплатно помогают получить страховые выплаты. И за это меня теперь считают чуть ли не негодяем.

Разве «Эталон» – это страховая компания? Если она среди лидеров рейтинга Нацкомфинуслуг по количеству жалоб, то, видимо, она не платит. Это пример негативного влияния на репутацию страхового рынка – ведь после общения с такими страховщиком захочет ли обычный человек иметь дело с другими страховыми компаниями?

В подобные компании нужно заходить регулятору, делать стоп-продажи, продавать все активы и производить выплаты. А если активов там нет – значит, перераспределять портфель среди других компаний. Конечно, я влияю на это.

Мне как гражданину, как участнику этого рынка, выгодно, чтобы не было таких компаний, которые не платят. Это же репутация отрасли.

– Вы видите такие компании, которые вы бы хотели поглотить в обозримой перспективе?

– Когда есть хороший персонал, я иногда прихожу сам и покупаю. В «Днепринмед» я пришел. Другие сами ко мне приходят.

Вопрос в том, что я сейчас вижу на рынке пару хороших компаний. Названия я не буду говорить. У них расходы на ведение дел сумасшедшие, а обслуживают они какой-то кептив, 2-3 предприятия. Они невыгодны акционеру вообще, он от этого ничего не получает, это его дополнительные затраты. Мне проще обеспечить меньше затрат и больше результата по тому же медстрахованию. И конечно я к таким буду идти.

А то, что ко мне придет еще куча акционеров, которые захотят избавиться от своих «дырок» – это факт: таких уже 18. Это значит будет и 19, и 20, и 21, и 30.

– За какой период вы успели «отработать» 18 компаний?

– Первой была «Украинская экологическая страховая компания» в 2011 году. Модель такова: ставим юристов, переводим клиентов, делаем выплаты по страховым случаям.

– Ваш основной актив – «Саламандра-Украина». Вы его хотите укрупнять?

– Есть два актива. Есть «ДИМ Страхование» – хороший, выровненный бизнес, компания с резервами. Я пока там фактически на 100% хозяин, но я буду искать себе партнеров. И есть «Саламандра-Украина» – в ней я мажоритарий: 50% у меня, у коллектива 24%, и 24% у Дмитрия Фирташа.

– Не Фирташа ли деньгами вы пользуетесь, осуществляя новые покупки?

– Нет, это не крупные партнеры. Денег-то на самом деле немного надо. Все считают, что это миллионы, но «Ильичевская» ничего не стоит.

– Но надо же выплатить долги…

– Это понятно, но в этой истории оборотных средств нужно всего-то 30-40 млн. грн. Это небольшие деньги сегодня. Это миллион евро. Это владелец пиццерии в развитой стране. Я просто к тому, что люди, у которых есть эти деньги, готовы их инвестировать, но Фирташу это сейчас уже точно не интересно. У него обороты миллиардные.

– Есть какая-то цель войти в топ по размерам?

– Мы не планируем сегодня занимать топ-5. Как только ты начинаешь приобретать такой большой рынок, ты его можешь приобретать только через агентов, а они сразу «топят» компанию.

Цель достаточно простая: я хочу быть компанией №1 по прямым продажам в Украине, без агентов. Это – «Саламандра-Украина». Хочу быть №1 по качеству урегулирования и иметь 50% по росту количества клиентов за счет рекомендаций. Это стратегические цели.

Что касается «ДИМ Страхование» – то это социальный бизнес, там мы будем работать через агентов, но создавать и учить этих агентов будем сами. Мы не собираемся мотивировать их деньгами, мы собираемся мотивировать их количеством клиентов. Мы будем давать им клиентов для того, чтобы они их обслуживали, а дальше делали кросс-продажи, получали рекомендации и зарабатывали.

Мы готовы платить агентам, но это будет 20%. Я лучше наберу молодежь со школьной скамьи, но которая будет делать все честно, чем я возьму толпу этих… людей с другой культурой. Культура, которая сейчас на страховом рынке, ущербна.

Лучше набрать людей «с нуля», и в «ДИМ Страхование» так, наверное, будет. В ней нет доли рынка, там 40 000 клиентов застрахованы по медицине, я хочу, чтобы половина купила страхование имущества, ОСАГО, те страховые продукты, которые им нужны.

Мы готовы платить агентам, но это будет 20%. Я лучше наберу молодежь со школьной скамьи, но которая будет делать все честно, чем я возьму толпу этих… людей с другой культурой.

– Сейчас представитель «Саламандра-Украина» в ревизионной комиссии МТСБУ. Собираетесь ли вводить своего человека в президиум МТСБУ от «Ильичевской»?

– В президиуме будут люди, которые работали в «Ильичевской». Я не считаю нужным приходить туда и говорить, что теперь я тут представитель. Если компания очистится, нормализуются резервы, вот тогда я смогу приходить и говорить, что я – представитель. А пока ограничимся кризис-менеджером Сергеем Проциком.

– Вы ранее заявляли, что собираетесь подать заявление в НАБУ на «подельников Арбузова». В чем суть ваших претензий?

– Вопрос не в конкретном человеке, а в старых людях со старыми принципами, которые занимаются не страхованием, а «обилечиванием» водителей. К сожалению, и в новой власти сейчас есть люди, которые хотят оставить «старое страхование» и просто зубами вгрызлись в старый порядок вещей на страховом рынке. Я им мешаю жить своим «Украинский страховым омбудсменом» и своими выступлениям, суть которых – «хватит воровать деньги».

А в НАБУ мы подали заявление, чтобы специалисты выяснили, кто из прошлой и новой власти (и не только из власти) до сих пор оказывает влияние на страховой рынок, на Моторное бюро, на страховщиков и на госрегулятора.

«Старое страхование», конечно, все равно умрет. Вопрос только в том, сколько еще людей будет обмануто к этому времени.
Новое украинское страхование уже есть, и оно работает. И я говорю не только про себя – на рынке есть страховщики, которым можно верить, и они своей работой демонстрируют, что для страхового рынка Украины еще не все потеряно.

– Но как могли соратники Арбузова сохранить серьезное влияние на страховом рынке?

– Коммунисты куда-то делись? Они что, умерли? Они в каждом доме. «Совок» из нашей страны куда-то делся? Ленин куда-то делся, но дело его живет. Живет настолько, что мы себе даже представить не можем. Я не собираюсь говорить, что Арбузов не прав. У него шансов не было – надо было грабить и воровать, его поставили в это русло. 

Источник: forbes.net.ua

Поделиться:

Компании по новости

49 страховых компаний потеряли лицензии в 2016 году

49 страховых компаний потеряли лицензии в 2016 году

Работникам лондонской страховой компании запретили пить на рабочем месте

Работникам лондонской страховой компании запретили пить на рабочем месте

Самые популярные статьи

Топ-тренды страхового рынка на 2023 год | Блог Parasol.ua

Топ-тренды страхового рынка на 2023 год | Блог Parasol.ua

Особенности страхования во время военного положения | Блог Parasol.ua

Особенности страхования во время военного положения | Блог Parasol.ua

Где застраховать машину от обстрелов и ракет во время войны | Блог Parasol.ua

Где застраховать машину от обстрелов и ракет во время войны | Блог Parasol.ua

Страхование электромобилей во время войны: особенности оформления | Блог Parasol.ua

Страхование электромобилей во время войны: особенности оформления | Блог Parasol.ua

Отличия национального от международного водительского удостоверения | Блог Parasol.ua

Отличия национального от международного водительского удостоверения | Блог Parasol.ua

Как правильно общаться с полицейскими при остановке авто | Блог Parasol.ua

Как правильно общаться с полицейскими при остановке авто | Блог Parasol.ua

ChatGPT в Украине: что умеет как пользоваться

ChatGPT в Украине: что умеет как пользоваться

Цена на Зеленую карту для выезда за границу в 2023

Цена на Зеленую карту для выезда за границу в 2023

Как купить Зелену карту пребывая за границей

Как купить Зелену карту пребывая за границей

Страхование для выезда за границу для беженцев

Страхование для выезда за границу для беженцев

Какую автогражданку выбрать в 2023 году

Какую автогражданку выбрать в 2023 году

Страховка для поездки в Китай

Страховка для поездки в Китай

Туристическая страховка в Таиланд

Туристическая страховка в Таиланд

Чем отличается Автогражданка от Зеленой карты

Чем отличается Автогражданка от Зеленой карты

Как увеличить лимит страхового возмещения на авто

Как увеличить лимит страхового возмещения на авто

Как максимально себя застраховать при поездке за границу

Как максимально себя застраховать при поездке за границу

От чего зависит стоимость ОСАГО

От чего зависит стоимость ОСАГО

На какой минимальный и максимальный срок можно застраховать авто по Зеленой карте

На какой минимальный и максимальный срок можно застраховать авто по Зеленой карте

Продление полиса ОСАГО

Продление полиса ОСАГО

Как купить туристическую страховку в аэропорту

Как купить туристическую страховку в аэропорту

Какие страны входят в систему Зеленая карта

Какие страны входят в систему Зеленая карта

Что покрывает и не покрывает туристическая страховка

Что покрывает и не покрывает туристическая страховка

Как вернуть, расторгнуть полис ОСАГО

Как вернуть, расторгнуть полис ОСАГО

Что делать при ДТП за границей

Что делать при ДТП за границей

«ARX» — новое имя лидера

«ARX» — новое имя лидера

Необычные страховые случаи украинцев на отдыхе

Необычные страховые случаи украинцев на отдыхе

Франшиза в ОСАГО и на что она влияет

Франшиза в ОСАГО и на что она влияет

Купили полис Зеленой карты, а поездка сорвалась. Можно ли вернуть деньги?

Купили полис Зеленой карты, а поездка сорвалась. Можно ли вернуть деньги?

Можно ли купить туристический полис, находясь за границей

Можно ли купить туристический полис, находясь за границей

В чем разница между дешевыми и дорогими страховками по Автогражданке

В чем разница между дешевыми и дорогими страховками по Автогражданке

На какие транспортные средства нужно оформлять полис Зеленая карта

На какие транспортные средства нужно оформлять полис Зеленая карта

Что делать туристу при страховом случае

Что делать туристу при страховом случае

Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного

Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного

Можно ли выехать за границу на машине без страховки

Можно ли выехать за границу на машине без страховки

Для кого и зачем нужна туристическая страховка

Для кого и зачем нужна туристическая страховка

Покупка ОСАГО в Интернете

Покупка ОСАГО в Интернете

Зеленая карта в условиях военного положения

Зеленая карта в условиях военного положения

Отличия национального и международных водительских удостоверений

Отличия национального и международных водительских удостоверений